Храм Апостола Евангелиста Иоанна Богослова ст.Нехаевская - "Духовные заметки" 1) Встреча со священной историей прошлого. В. Жуков ст.Упорниковская
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

"Духовные заметки" 1) Встреча со священной историей прошлого. В. Жуков ст.Упорниковская

1912  год. Церковь Сретения Господня. Ст.Упорниковская.       Рисунок  местного  художника  Виктора Орефьева.

        1.   Встреча со священной историей прошлого. 

  Шел  1912  год.  Непривычно солнечный  короткий  февральский  день  подходил  к  концу. Расстилаясь белым   саваном,   в    удаляющихся  лучах   земного  светила еще искрился снег. Солнце   западало   за  горизонт.   На  колокольне  Сретенского  храма  зазвонили. Седовласый   священник  Стефан  задумчиво   смотрел   на  зарево,  оставляемое   заходящим   солнцем. Ему  было  уже   под  восемьдесят  годков, мысли о вечном посещали его все чаще и чаще. «Солнце  каждый  день,  делая  добро  для   всех,  освещая   и  обогревая  землю,  меркнет, заходя   за   горизонт.   А внизу, на земле, согретые им люди в каждодневных трудах своих порою и не замечают восходов и закатов светила, дарящего им тепло. Каждому из этих людей придет свой час переступить порог вечности, уйти, оставив после себя крупицу света, толику тепла. Только заметят ли, почувствуют ли ее оставшиеся?».  Вот  и  он,  честной  отец   Стефан,  может  быть,  только   сегодня,  смог по-настоящему  всмотреться в затухающий закат, прочувствовать его, полюбоваться  тем  чудом,  которое  Бог  дал   людям   созерцать  на  Земле.   Только  что  закончилось  вечернее  богослужение.  В  хуторе  престольный   праздник. Всем  миром совсем   недавно  строили  деревянную   добротную  Сретенскую  церковь.  Праздник Сретения Господня включает  в  себя  самое   редкое,  что  характерно   для  двунадесятых   праздников. Он  содержит почитание   одновременно  и  Богомладенца  Иисуса  Христа,  и  Божьей  Матери,  которая, согласно Евангелию,  в   этот  день   принесла  Его  по законному обычаю  в   храм.  Тут  Стефан  вспомнил,  как долго хуторяне   решали,  в  честь  кого  нарекут   они   свою  Церковь.   Маленький  хуторок  Упорников,  затерянный   в  прихоперской   степи,  долгое   время   не    имел    своего  прихода.  Казаки   окормлялись   молитвами  добротного   кирпичного  храма, находившегося   за  двенадцать  верст  в  станице   Акишевской.   Теперь   в   хуторе   есть   своя   благодать.  И, как  бы   в  унисон  думам  священника,   вдруг  из  далекой   степи   стали  доноситься  звонкие  размеренные  удары   колоколов  Свято-Никольского  храма. Это Акишево праздничным   звоном,  как   эхом,   вторило   и   будто  поздравляло   свою  меньшую   сестру  с   Престолом.  А  в  морозном   звенящем  воздухе благоухала   святость  дня  Сретения Господня.  Стефан  стоял  в глубоком  раздумье,  как   бы   соизмеряя   свой   пройденный  жизненный   путь  и  ожидая  своей  встречи  с  Богом,  которая неизменно   должна  когда-то   произойти  в  окончании   его  земного  пути.  В   его  голове  возникли   моменты  сегодняшней   вечерней  церковной  службы.

  Отец  Стефан, перекрестившись, вернулся  в  храм.  Ему  почему-то сегодня не хотелось  отсюда  уходить. Подойдя  к  храмовой  иконе «Сретения  Господня»,  он   опустился  на  колени  и   продолжил   молча  молиться.  Перед  его  взором  на  иконе  сияли святые образы:  Матерь  Божия  Мария  с   Иосифом,    Симеон  Богоприимец  и Анна - пророчица.

    Вот,  держа  на   руках  своих  Новорожденного,  Святая   Дева   Мария   преклонила   колена   пред   Господом   и   с   глубоким   благоговением,   как   драгоценный    дар,   вознесла   Младенца   Богу:  «Вот  Сын  Твой,   Превечный   Отче,   которого    ты    послал   воплотиться  от  меня   для    спасения    рода    человеческого!     Приими   Первенца Твоего,  с  Которым   Ты   веки   сотворил,   и   с   Которым   вместе   свету   возсиять   повелел.   Приими от  меня   Твоего   Сына,   Которого    приношу    Тебе   на   сие    великое,  да    искупит    род   человеческий   Своею   Плотию    и   Кровию».

    Стефан перевел  взгляд  свой  на   старца   Симеона. Старейший  священник  был  человек   праведный  и   благочестивый. Годы  его  были   преклонны. По  преданию  он   жил  уже  300  лет.  По  промыслу Божию,  Симеон   ожидал   явления  на  земле  Христа, Который  должен  основать  Свое  всемирное,  вечное    царство - святую Церковь. Пророчества  сбывались,  и  он  знал, что ожидаемый Мессия (Христос)  уже  родился.    Ему Духом   Святым  было   обещано    не    видеть    смерти,   прежде    чем    он   не    узрит  Иисуса  Христа.    Ему-то   и  отдает  Свое    драгоценное   Чадо  Пресвятая   Богородица.   В   руки   священнику,   как    наместнику   Божию,     посвящая   Его    Богу -Отцу.

  Вот  Симеон   благодатью  Духа  Святого  познает,  что   на  руках  Приснодевы   Марии   лежит  ожидаемый    Мессия.   С   великой  радостию  и  благоговейным  страхом  вот  уже  держит  он  Спасителя  на   своих   руках.   Убеленный   сединами,      воспевает  он  пророческую   песнь:  «Ныне  отпущаеши    раба   Твоего  Владыко,  по   глаголу   Твоему,   с   миром».  Теперь  Ты,  Господи,   приготовил  для   всех   людей  спасение.    Это  Свет  для   просвещения   и  прославления   людей - ветхозаветного – еврейского  народа  и  новозаветного - всего  верующего  мира   христианского. Этот  Свет -  избавление  грешного  Адама  и   потомства  его   от  смертного тления.

   Обратившись   к  Матери Господа,   старец  произносит: «Сей  послужит   на   падение   и  восстание   многих   во   Израиле:  на  падение   ветхозаветного   иудейского   соборища   и   на   восстание   благодатной  новозаветной  Церкви  Божией.  

  Освободившись   от  раздумий   и  поднявшись   с  колен,  Стефан  подумал, что и он  оставит   свою крупицу света и  тепла    для  людей.  В этом  земном  временном  мире  он   участвовал  в создании хуторской  Церкви,  терпеливо  вел  священническую  проповедь  учения  Христа. Годы  его,  как  и  Симеона, клонились   к  закату.  Но  он  не   боялся  смерти,  потому  что  за  гробом   за   его  земные   труды  он   обязательно   встретится   с  Богом,  которому  дороги   добрые    дела  каждого,   даже  такого  маленького   человека,  как  он,  Стефан.  Там  продолжится  для   него   жизнь   вечная.

  «Батюшка, вас  проводить  домой?» - эти  слова, эхом откликнувшись под куполом храма,  окончательно   пробудили  отца Стефана  от  его  раздумий. У  входа  стоял мальчуган  Петруша,  церковный  алтарник.  Петр  имел  незаурядный  голос, удивляя  всех  своим   детским  тенорком. Это  он   звонил  сейчас   во   все  колокола,  возвещая  о  приходе  великого  престольного   праздника.  Просторная  Церковь  еле  вмещала   сегодня  прихожан  хутора, приехавших   со   всех  концов  гостей.  «Казачество было завсегда  истинно  верующим », - говорил  батюшка Петьке, когда  они  шли  по  уже   темным  улочкам  к  его  дому.  «Помню,  как  отец  меня,  первенца   своего,  привел   в  Церковь,  когда   мне   было   лет эдак шесть, к   старейшим   казакам  на  присягу в верности  роду   казачьему.  И  как   на  коня   посадили, помню.  И  одно  я  четко   усвоил  тогда:  без Веры и Церкви нет казачества. «Меня  тоже  в  казаки  принимали», -  с  гордостью  вторил  Петро.  Спросили  старейшины: «Веруешь в Бога?» Ответил: «Верую».  «Ну,  крестись».  «И  когда   я твёрдо   возложил  на    себя  крестное  знамение,  казачий  атаман  Никанор  Попов  торжественно   возгласил: «Быть  тебе  казаком!»

    С  тех  пор  минуло  не   одно  десятилетие.   Батюшка  Стефан  Михайлов -  первый  священник  Сретенской  Церкви - почил  в  Боге.   Бог  не  дал  ему  видеть,  как  рушили  в  тридцатые   годы   его   детище – Сретенскую  Церковь,  расхищали  иконы,  оскверняли   святые   места.  Как  его  домишко   отобрали  в  пользу  «бедных».  Семью   сослали   в  Казахстан.  Казалось  бы,   все   кончено.  Все  святое   предано   забвению.  Но   нет.  След  маленького  человека  по  имени   отец  Стефан   не  затерялся   во   тьме   «больших  свершений».  Пришло  время  собрать  разбросанные  святые  камни  Дома  Господня.  Теперь   в   станице   Упорниковской     свой  храм,  пусть   маленький,  домовой,  но  свой.  Небольшой   куполок   с   Крестом    украшает    старинный, еще   добротный,  дом.  Внутри,  как   в   настоящей   Церкви:  алтарь,  престол,  все   необходимое  для  проведения  церковных   служб. Всем   миром,  на денежные   пожертвования  жителей   станицы   Упорниковской  сделано  это.  Именно   поэтому  прихожане  Церкви  «Сретения   Господня»  получили   долгожданное   письмо  от  Митрополита  Волгоградского   и  Камышинского  Германа  с   благословением    на  открытие   прихода  «Сретения Господня»   в  своей   станице.

   Шел   2011  год.  Снова,  возвещая  о  престольном   празднике,  звенят  церковные  колокола  Сретенской  церкви.  В  морозном  воздухе  благоухает   благодать.  В  самой  Церкви  идет праздничное богослужение.  Щемящий  сердце  и  возбуждающий  какие-то  особенные   чувства,  носящийся  в   воздухе   запах   ладана   как  бы   соединяет  нас  с   тем   временем,  когда  казачий   народ  стоял   у   истоков   создания  своей   святыни -  Церкви.  Умильное  церковное  пение объединяет  ушедшие   из  жизни  поколения   со   здравствующими  ныне.  В   молитвах   звучит   голос   веков.  Церковь   и   теперь -  место  встречи   человека   с  Богом.   Место  Царствия   Божьего   на   земле.

   «Радуйся,  благодатная  Богородица  Дева, потому  что   из   Тебя   воссияло   солнце   правды  -  Христос   Бог   наш,  Просвещающий   находящихся   во  тьме -  заблуждениях  и  нечестии…», - звучит   пение   тропаря.  «В заблуждениях  и  нечестии» находятся люди и теперь.   Злое  семя, засеянное  в   человеке  за  годы   богоборчества,   так  укоренилось, что  и поныне дает свои   проростки.  «Посмотрите  на  размеры  Церквей,  построенных  нашими  предками, - говорит  молодой  священник  Виктор,  выйдя  на   амвон,  чтобы   произнести  проповедь,  заронить  святое  в  души  молящихся  сегодня   в  храме. - Они все больших   размеров».  И  строили   их   тогда  такими   не   на   перспективу,  а   оттого,  что  во  все  дни  служб  и  господних   праздников   они   были   до   отказа   наполнены  верующими   в   Бога  людьми.  Чего  нет   сейчас.  Нами  потеряно  главное  знание   о   человеке  как  о   существе  творения   Божьего.   Бог  сотворил  человека  трехсоставным. Он  дал   ему   не   только   тело (кстати,  созданное   из   праха   земного),  но  душу   и  дух.   Без  души   и  духа  наше   существо   нечто   иное,  чем животная   тварь.   Тело  по  смерти   разрушается.  Душа   же   бессмертна.  Она   и  дух   соединяют   нас   с  Богом.  Мы   же   больше   всего  заботимся   в  этом   мире   о   том,   как   ублажить   свое    тело:  накормить,  напоить,   увеселить.  А  когда   мы  позаботимся   о   душе?   Она   тоже   должна  питаться. Господь  Иисус   Христос   определил   для   этого  исполнение   человеком  Таинств  Церкви,  среди  которых   важны  Крещение, Миропомазание,  Исповедь,   Причастие, Соборование,  Венчание,   Священство, происходящие   только   в   Церкви.  Особенно   питает  душу   Причастие  Святых  Тайн  Господа нашего Иисуса   Христа. Господь,  как  донор,  отдает  человеку  всего  Себя – Святое Тело и Кровь Свою, воссоединяясь с человеком.  Но   большинство  из  нас  просто   не  думает   об  этом.  Все  физические  болезни  века  оттого,  что  душа  человека остается   безучастной   в  его  жизни. Человек  как  бы   отстраняет   душу  от  себя.  А  ведь  без   нее    здоровая  жизнь   также   невозможна,  как   без   сердца, или   какого   другого  органа.  А  самое   страшное   еще   заключается   в   том,  что   мы  теряем   своих  детей.  «Самонужнейшее  дело  есть  родителям  воспитывать  детей   своих   в  страхе   Божием   и   добронравии. Без  того   всякое   учение   и   воспитание  ничто.  Деревце   малое,  к  которой   стороне   наклонено   будет,  так   будет   и   расти:  тако   и   малые   дети,  как   воспитаны   будут,   тако   и  будут   жить.  Многие   обучают  детей   своих  иностранным   языкам,  иные   художествам   обучают,  но   о   христианском   обучении  и  воспитании   небрегут: таковые   родители  к   временной  жизни   рождают   детей,  но   к   вечной   жизни   их    не   допускают.  Горе   им,  яко   не   телеса,  но  души   человеческие   убивают   своим   нерадением»,- проповедовал  святитель   Тихон    Задонский.

   Так задумаемся же  о   связи  времен, о связи поколений. И пусть священная история прошлого станет историей нашего настоящего и нашего будущего.

 

 

 


Назад к списку