Храм Апостола Евангелиста Иоанна Богослова ст.Нехаевская - История станицы Тишанской
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

История станицы Тишанской

Тишанская станица — 4 090 жителей (1 959 мужчин и 2 131 женщина) — находится на правом берегу реки Хопра в пятидесяти километрах от Урюпинска. Ниже нынешнего поселения на правой стороне Хопра расположена Зимовная Лука. С севера и запада она окружена крутой горой, а с востока и юга рекой Хопром. Известно, что до основания первых казачьих городков охотники за добычей пускались куда-нибудь в поле временно. Иногда по обстоятельствам оставались на зимовье. Здесь же и использовали тогда удобные низменные места, закрытые от холодных северных ветров. С тех пор эти места получили название Зимовная Лука.

Перед самой станицей с правой стороны возвышается крутая гора, известная под названием Маяки.

До настоящего времени курганы называются Маяками, а балки Подмаячными. Вероятно, на этих курганах выставлялся караул из предосторожности во время полевых работ по реке Тишанке.

Из дел консисторского архива известно, что в 1780 году жители Тишанской станицы просили епископа Тихона: «В станице нашей церковь во имя Покрова Божьей Матери от давнего построения весьма ветхая, вместо нее желаем построить новое здание в то же наименование». В 1782 году была выстроена дубовая церковь, а в 1818 году ее расширили и перестроили заново.

Тишанка известна крестным ходом после литургии на день Девятой Пятницы на край станицы, где, по преданию, в ту ночь явилась одной старухе благочестивая святая великомученица Параскева с ликами других святых. К этому дню из окрестных станиц стекалось большое количество людей.

Станица Тишанская очень интересна в археологическом плане. По правую сторону прежнего городища у буерака Мечетного до середины XIX века лежали развалины кирпичного здания, называемого в народе мечетью. Открытые захоронения азиатских воинств и другие постройки, фундаменты которых были выложены из необработанного плоского камня, свидетельствовали о старинных поселениях. По народным преданиям, городище с мечетью было татарским, и пришедшие сюда из Руси казаки — основатели Тишанской станицы — застали это татарское селение многолюдным и некоторое время жили в соседстве с татарами.

Эти казаки, опираясь на возраставшее могущество родной Руси и способствуя ему, к тому же зная, что в тылу врагов живут свои братья, поселились и жили здесь гораздо смелее и безопаснее тогдашнего первоначального Донского войска.

Из преданий неизвестно, сколько времени казаки жили в таком близком соседстве с татарами и как они освободились от опасных соседей. Существует, правда, предание, что будто бы пришло царское войско и с помощью казаков захватило татар, опустошило их жилища, разрушило мечеть и бежавших прогнало в дальние низовые степи. По преданию, развалины этого татарского городка назывались кир-мечетью.

После изгнания татар жизнь казаков стала спокойнее и привольнее. Но набеги повторялись нередко со степной правой стороны Хопра, называемой тогда Крымской стороной (в отличие от левой стороны, называемой Ногайской). Когда случаи татарских набегов стали редки, представилась возможность перенести городок на более выгодное место — правую сторону Хопра, занятую, по преданию, в XVII веке красивыми «колками», то есть группами липовых деревьев, которые тут же были использованы для постройки домов.

В 1734 году в Тишанской станице были две водяные мельницы — общественная станичная и частная. В эти же годы появились хутора, вначале как зимовники для скотоводства. На некоторых актах XVIII столетия в Тишанском архиве сохранились оттиски станичной печати с изображением государственной короны, под которой надпись: «По Хопру Тишенской станицы 1735 года».

Станица старалась селить частные хутора как можно дальше, чтобы расширить границы юртовых владений, особенно в тех местах, где юрты пускали к свободным землям, считавшимся войсковыми. Но земельной экспансии препятствовала соседняя Акишевская станица, которая задолго до 1704 года исхлопотала себе во владение речку Акишевку со всеми впадающими в нее притоками. В 1704 году вторично получила на это войсковую грамоту. Тишанцы вынуждены были занять лежащие чересполосно за рекой Акишевкой свободные земли по речке Большой Песковатке, нижней частью которой владела станица Казанская. Казанцам не нравилось такое соседство тишанцев, занявших лучшие земли по Песковатке. Возник спор за поземельное владение между этими станицами. Для разрешения спора выборные уполномоченные от станиц отправились в Черкасск, где заключили полюбовный мировой акт, по которому «они смирились и между собою впредь для бесспорного в юртах своих им и детям и потомкам их жития такой утвердительный договор положили, чтоб нам, тишанцам владеть юртом на речке Песковатке по Граче-вый куст, который лежит на той речке, а от куста по правой стороне речки на крутой буерачек, а оттуда прямо ж в степь, також и по левой стороне речки от того ж Грачевого куста прямой степью; а лес, как нам их, так и им в нашем юрте рубить вольно, а ежели по сему договору мы Тишенской станицы впредь учнем в выше описанных юртах какую ссору или челобитье, то повинны будем без суда оной Казанской станице заплатить 100 рублей».

Таким образом, тишанцы явились обладателями юрта, превышающего пространством даже первоначальный старинный юрт их на Хопре. Владение это утверждено войсковой грамотой при войсковом атамане Данииле Ефремове в том же году и опять подтверждено при Степане Ефремове в 1756 году.

Ежегодному разделу подвергались лишь сенокосные луга. На всем же степном пространстве юрта сено косили вольно, кто где и сколько хотел. Поэтому вся степная местность за рекой Тишанкой называлась по старинному обычаю «вольницей». Паи травные получали все поровну, включая бездетных вдов. Землю пахали вольно, кто сколько и где мог. Сеяли пшеницу, рожь, лен. Сажали бахчи.

Ростовские и таганрогские купцы организовали в Тишанской станице ссыпку, «заготзерно». Весной, во время навигации, грузились суда на Борисоглебск, Балашов, Калач.

До середины XIX века процветало скотоводство. Некоторые казачьи хозяйства имели до 1000 овец, 100-150 голов рогатого скота и от 70 до 90 лошадей.

Юртовые леса считались лучшими в Хоперском округе. Они были в хорошем состоянии до раздела в 20-х годах XIX века. За сорок лет лес был почти весь вырублен. Оставалось только одно урочище с заповедным лесом.

Известно, что строгое запрещение принимать беглых и беспаспортных до 1796 года относилось только к крестьянам центральных губерний. Черкасы из Малороссии свободно селились в станицы и приписывались к ним. По 5-й ревизии 1795 года таких крестьян за Тишанской станицей числилось 30 человек «мужеского» и 26 – «женского пола». Несколько семей были приняты в казачье сословие. Станичные крестьяне привлекались к общественным работам наравне с казаками, их посылали в Черкасск и другие места по плотницкому делу. Включали в число переселенцев в другие станицы.

В 1811 году все они были приняты в казаки.

После Отечественной войны 1812 года и по возвращении из заграничного похода казаки стали проявлять все большую склонность к гражданскому развитию. Окончательно соха заменяется на плуг, растет поголовье рогатого скота, развивается промышленный извоз или «ходки на волах», способствующие развитию экономики Тишанской станицы. Исчезают последние курные избы, строятся просторные, крепкие дома.

Еще до 20-х годов по инициативе одного из влиятельных граждан генерала Андриянова возникла в станице частная школа, где преподавались чтение, письмо, арифметика. Эта школа существовала до открытия приходского училища в 1866 году.

Общественный станичный доход получали в станице от сдачи юртовых степей под попас купеческих гуртов, от сдачи в аренду рыбного озера Заозерного, от трех мельниц на речке Тишанке, принадлежащих станичному обществу.

Торговлей занимались в основном иногородние. С начала XIX века возникла Девятопятницкая (проводилась в конце мая или июня) и Сорокомученическая (9 марта) ярмарки, куда возили соль с Маныча, используя для этого до двадцати пар волов, но к середине XIX века солевозный промысел стал невыгодным и казаки снаряжали караваны на Волгу: везли оттуда сосновый лес, рыбу, деготь, соль. Рыболовством занимались три артели по 10-15 человек, рыбу ловили вентерями, сежами и волокушами, которые в станице получили название «приволочек». Сбывали рыбу промышленникам из северных городов и продавали в станице. Звериный промысел, прибыльный в старину, в XIX веке уже отсутствовал.

 

Станичная администрация Тишанской станицы на 1795 год.

 Станичный атаман – Жильнев Филимон.

Судьи: Селиванов Ермил, Тарасов Степан, Черноклинов Григорий.

(ГАРО.Ф.301.Оп.24.Д.875.Л.121.).

 Станица Тишанская, названа вероятно по речке Тишанке, правому притоку Хопра.. Станица Тишанская упоминается в записях Петровского воеводы и в дневнике самого Петра Первого, по указу Петра в 1698 году в бассейнах рек Хопра, Бузулука и Медведицы проводилось описание лесов для выявления годных на строительство кораблей перед Азовским походом. Вот что записал царский чиновник в 1698 году: «По Хопру числятся 25 городков: Усть-Бузулук, Акишев, Тишанская, …. В каждом из этих городков было по 100 или 140 дворов или куреней. А лет им по восемьдесят». Приблизительно годом возникновения станицы Тишанской можно считать 1618 год. Этому есть подтверждение и в других источниках. Знаток казачьего края И.Т. Долгачев пишет: «В начале семнадцатого века основана станица Тишанская на правом берегу Хопра, недалеко от речки Тишанки. На территории станицы есть остатки татарского городища, и поэтому здесь часто находят вещи азиатского происхождения. Курганы по прежнему называют маяками. Татары здесь долго жили рядом с казаками. Степная правая сторона называлась тогда - крымскою, в отличие от левой, называвшейся - ногайскою. А в углу, образуемом левым берегом Хопра, было укрепление, именуемое – засекою».

Вероятно именно на левой стороне Хопра было первоначальное местонахождение Тишанского городка, в настоящее время станица находится в углу, между старым и новым руслом Хопра, под Десятнецкой горой.

«Донские областные вести» писали о станице и её окрестностях: «принадлежат к числу замечательных в Донской области по сохранившемся до нашего времени разваленных каменных зданий, … и древних могил». В начале позапрошлого века, на правом берегу Хопра, пониже устья речки Тишанки громоздились развалины кирпичного здания, называемые «мечетью». Вокруг них лежали развалены кирпичных жилищ. Когда здесь стал зарождаться хутор Красный, то поселенцы сразу положили глаз на кирпич и через время от тех строений не осталось и кирпича. Были обнаружены и дивные подвалы из красного камня, всё что было можно разобрали и развезли. Постепенно хутор, дворов под семьдесят расстроился на старинном городище. Случайно вблизи хутора Артанова обнаружили выложенное из дикого камня массивное сооружение, было поднято из под земли сто возов камня. На станичном кладбище на высоком холме над Хопром (существует с 1826 года) при погребении усопших «… вырыты были по две человеческие головы необыкновенной величины и при каждой из них по глиняному кувшину, а в 1871 году мая пятого там же вырыт остов человека тоже очень большого роста, вместе с осёдланным конём, при котором найдены…. Железные стремена и удила азиатской формы». Люди судачили, что в буераке Рыжки впадающем в Тишанку при рытье землянки выкопали груду человеческих костей, а также медный таз, и серебряный браслет.

Работы, проводимые в станице Тишанской, убедили местного историка И.Я. Богучарова, что славянские племена жили здесь издавна. При рытье колодцев, погребов и траншей здесь находят монеты, оружие, различные другие предметы. При рытье траншеи под водопровод, рядом с нынешней почтой, бульдозером откопали гробницы срубовой культуры: выдолбленные огромные дубы, а в них человеческие останки (характерно для захоронений славян девятого – одиннадцатого веков). При подводе водопровода к детскому саду на месте ранее расположенной деревянной церкви, опять токи были откопаны кости людей: рыжие волосы, сапоги, золотой крест, пластина из золота с надписью (к сожалению, эти вещи бесследно исчезли).

 Вплоть до середины восемнадцатого века казачьи станицы подвергались нападениям со стороны кочевников. В 1690 году калмыки Чагана Тайши Батыра разорили 18 городков по Хопру и Бузулуку, в том числе и станицу Тишанскую. В 1713 (или 1717 ?) году кочевники вновь разорили Хопёрские станицы и в их числе станицу Тишанскую.

Казаки станицы Тишанской приняли непосредственное участие в Булавинском восстании (1708 года). Сподвижник Кандратия Булавина атаман Голый, по-видимому, происходил из Тишанской.

Практически 20 лет станица находилась в земельной тяжбе с соседями, в 1756 году на часть тишанских земель стала претендовать Казанская станица, но Войсковая грамота, присланная в том же году Тишанцам, Казанцам отказала в отводе добрых земель по Песковатке. Это было только начало борьбы за свои юртовые земли, в дальнейшем число претендентов только выросло, теперь к станице Казанской прибавились станицы: Алексеевская, Лукяновская и Карповская. В начале соседи захватывали пашни на вершинах буераков, затем стали гонять скот на удобные водопои, тайком охотится. Осмелев, и вовсе захватили эти земли. Сами тишанцы ничего с этим поделать не могли, не помогли ни мордобой, ни угон скота. Тогда обратились в войсковое правительство. Но, увы, власть сочла, что соседние Бузулукские юрты по сравнению с тишанскими малы и необходимо с соседями поделиться. В 1785 году отошла Алексеевцам по акту лучшая земля по буераку Размётный. Затем потеряли участки по буеракам в пользу станицы Яшенской, а по Ольховскому – в юрты Лукъяновской и Карповской станиц.

Следующим этапом в земельной «войне» стал старшина Вёшенской станицы Боков заселив у Солоновского целую слободу малороссиянами, представив войсковому правительству дело так, как будто данные земли пустуют.

Капитан Андриянов из Бузиновской и есаул Чеботарёв из Казанской тоже попросили место для поселения малороссиян на вершине Медвежьего лога.

Казанская ещё исходатайствовала во владения себе лог Ромашки, а в 1795 году эта станица взамен отошедших из её юрта почты и форпоста, получила все низы Солонского лога. Началось массовое переселение из тишанских хуторов. Даже крепко стоящие Федосеевы и Селивановы хутора через сотню лет исчезли с лица земли.

Малороссияне в то время буквально наводнили Донские земли. В Тишанской насчитывалось до 60 украинцев. Приписанные к станицам,они отсылались на всякие работы, в том числе и войсковые. Использовали их и на семейные поселения в числе казаков. Только в 1873 году спустя половины столетия они смогли перейти из разряда крепостных в разряд донских казаков.

В 1792-1795 годах за отказ от переселения на «кавказскую линию» тишанские казаки были наказаны, а в станице были поставлены царские войска. Станичный атаман Мазин, не взирая на седины и старость был высечен на майдане плетьми при всем народе.

Началом мирной жизни на Хопре, Медведице и Бузулуке, можно считать 1783 год (время правления Екатерины II)

В 1799 году в станице числилось 232 служилых и 103 отставных. В Оренбургском походе на Индию участвовало их 70 человек.

В 1866 году в станице было открыто приходское училище.

В 1866 году в станице вспыхнул пожар, огонь истребил 117 жилых домов, более 500 душ осталось без крова и были приведены в крайнее разорение.

До устройства железных дорог, по Хопру шли баржи за хлебом, из Балашова, Борисоглебска к Тишанской пристани, здесь можно было встретить купцов из Воронежа, Тамбова и других. Под ссыпку зерна были возведены большие амбары. Хваткие перекупщики скупали в станице до 10 четвертей в год. С устройством железных дорог навигация по Хопру заглохла.

В станице издавна стояла часовня. В 1724 году построили Михайло-Архангельскую церковь. В 1742 году возвели возле Красного озера и Хопра церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, но, в1782 году её заменили другой. В 1819 этот храм перестроили. В 1820 году внесли личные пожертвования, да добавили ещё 6 тысяч рублей ассигнациями на убранства церкви. А 14 октября 1864 года в день Покрова Богородицы была освящёна Покровская церковь с приделом во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. В часовне на окраине станицы хранилась явленная икона этой святой.

Безусловно самым замечательным сооружением станицы является Покровский собор. Который строился на народные деньги в течение 10 лет. Фундамент собора сделан из каменных блоков, а стены сложены из красного кирпича высокого качества. Раствор готовился из извести. В раствор добавлялся белок куриного яйца. На это пошло свыше 400 000 яиц. В нём было два клироса, два певчих хора, в последнее время было два священника Иван и Михаил. Колокол устанавливал в соборе звонарь Тихон. Он получил отпуск на два года для посещения святых мест в Иерусалиме. Посетил его пешком и приложился к мощам святых. Через два года возвратился в станицу и продолжил службу в Покровском соборе. Его потомки поселились в хуторе Кудиновском. Они живут там до сих пор. Рядом с собором стояла деревянная церковь, сейчас на этом месте построено одно из зданий средней школы. С 1920 года церковь стала безмолвной, а в 1930 году ключи от неё отдали секретарю комсомольской организации Семёну Курускову. Он вместе с комсомольцами обобрал богатые оклады икон, снял колокола, а купол церкви развалил. Жители станицы Тишанской, да и всего Нехаевского района давно хотели востановить собор. В 1989 году пришёл ответ от архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена о том, что Покровский Тишанский собор отнесён к историческим памятникам архитектуры и зодчества и подлежит реставрации и открытию.

По воспоминаниям старожилов до революции в станице насчитывалось свыше 300 домов. Прямые улицы сходились у церковной площади. Здесь же был плац, на котором вершились все станичные дела: проводы казаков на службу, зачитывались атаманские приказы, делили лес и хворост. На плацу было станичное правление и дежурили сидельцы: два казака при холодном оружии. Они выполняли поручения и приказы атамана. Население станицы делилось на казаков – одна треть и мужиков – половина станицы, с мужиками жили дружно - они были нужны друг другу. Жили в станице и отставные офицеры: полковник Соколов, офицер Максимов, церковные служители отец Иван и отец Михаил, учителя, фельдшер Астахов П.А., полный георгиевский кавалер Жилейкин (мальчишки увидев его кричали царь идёт). Вся торговля в Тишанской находилась в руках иногородних. В станице было 12 лавок, в них торговали местные купцы сделанными кусторями товарами. Известным купцом был Г. Терников, он торговал скобяным товаром. В подвале из красного кирпича торговал посудой и керосином купец Марков. У купца Скалозубова можно было купить самовары и чайную посуду. Купец Иван Иванович держал кабак в его лавке всегда было много народа. Пили тогда мало, с бутылкой сидели сутки и больше пели чем пили. Около 150 домов было заселено мужиками. Земли они не имели, но каждый имел своё дело. Дмитрий Серёгин был плотником, а его сын Василий чеботарём, Карпов был кирпичником, Стиценко - сапожником, Хомяковы делали кожи, Кравченко валял валенки и полсти, Марков был портной, а Резниковы были белошвейками, Косухины шили рубашки и брюки, Марк Васильевич и Шанин шили по дворам шубы. Вязали для казаков длинные шарфы из козьего пуха, а из белой овечей шерсти носки без пяток, Макаровы изготовляли древесный уголь.

Сами же казаки кроме хлебопашества занимались животноводством, разводили овец, крупно-роготый скот, выращивали лошадей (смешивали местных с пригнанными из-за Волги служивыми башкирской и вятской и другими породами, получали самых надёжных на службе коней). Домовитые казаки имели от 70 до 90 лошадей, до 1000 овец, от 100 до 150 голов крупно-рогатого скота.

Развитие скотоводства повлекло развитие солевозных дел, начиная где-то с 1820 года. Зажиточные пускали за солью на Маныч по десять пар волов и ездили раза по два в лето. Затем по невыгодности ходки на Маныч ездить перестали и стали ездить на Волгу. Завозили соль, рыбу, дёготь, сосновый лес. Сбывалось всё в основном на двух здешних ярмарках: Девято-Пятницкая проводилась в конце мая, начале июня, а Сорокамученическая – 9 марта. Первая была утверждена в 1825 году, вторая открылась в 1860 году. Общественные станичные доходы состояли из питейных, взымались деньги и за прогон через юртовые земли на речке Писковатка купеческого скота, отдавали купцам за плату пастбища под выпас скота, работали три водяные мельницы (в дальнейшем две мельницы ушли в частные руки), на откуп отдавалось богатое рыбой озеро Заозёрное.

Богата была станица рыбой, ловлей которой занимались несколько артелей и летом и зимой. Отсюда рыба доставлялась на богатые столы и в Русские города.

Бесценным богатством юртовых земель были леса. Исстари они считались лучшими в округе. Но алчность человеческая в своё время почти свела леса на нет, лес истребляли не только в займище, но и даже в степных буераках. Осенью 1859 года даже половину лучшего урочища разделили под вырубку. Хорошо, что в защиту леса выступило правительство, которое распорядилось: «Всем казакам сажать по 25 деревьев каждому и ежегодно». Леса были восстановлены.

Особенно запоминающемся событием в станице был праздник Пасхи. К этому времени в станице старались посеять хлеб. Через девять дней после Пасхи на горе проходила Девятницкая ярмарка. Устраивались карусели, качели; приезжали артисты, устраивалась распродажа разного товара. Съезжались в станицу люди из 13 хуторов.

В юрту станицы Тишанской располагались хутора: Самолщенский, Кудиновский, Гущенский, Красновский, Артановский, Мазинский, Хорошеньков, …

Каждая станица на Хопре имело своё прозвище. Тишанская станица звалась «Сова». Предание объясняет происхождение прозвища так, станичные охотники весь день пробродили в поисках дичи, так ничего не подстрелив, к вечеру увидели дупло в огромном дереве оттуда светились глаза совы. Тут стали станичники соревноваться в меткости. Расстреляв все патроны казаки так и не смогли попасть в хитрую сову и горе-охотники ни с чем вернулись в станицу. Отсюда и появилась обидная кличка «Сова».

С зимы 1918 года началось разделение на красных и белых. Заметным случаем в станице стал поступок белорусского беженца Сашки Маньковского, бросившего гранату в палисадник отца Михаила Михайлова, за что он получил прозвище «террорист». Землю поделили, теперь имели свои наделы и казаки, и мужики. Но мужики по привычке охотней занимались своим кустарным делом.

В двадцатые годы районное начальство находилось в станице Тишанской. Председателем РИКа назначили большевика Мишарева с хутора Кривовского. Так как на работу ему было ездить далеко (километров 30 в один конец), то при очередном районировании в 1928 году районный центр был перенесён в заброшенный хуторишко Нехаевский. С этого времени началось Разорение трёх казачьих станиц: Акишевской разоренной до тла, Бурацкой (в которой осталось 10 домов и 15 человек жителей) и Тишанской…

В 1930 году из одной бедноты и оставшихся без дел кустарей был организован колхоз «Беднота». Это хозяйство оправдало своё название и всегда было самым отсталым и бедным.

Каждый день с горы в хутора Мазин, Артанов и Краснов спускались с сумками группы кусошников, выпрашивать милостыню.

У изб читален и клубов по вечерам устраивались антирелигиозные комсомольские митинги, на которых в разожженный костёр комсомольцами бросались иконы и кресты. На одном из них, под гармонь, вокруг костра выплясывал и сквернословил Гришка Синёв. Вскоре его заметили в районе и предложили служить в милиции.

«Активисты» кулачили всех кто имел своё хозяйство, вывозили на окраину станицы, вытряхивали детей в лебеду, конфисковывали одежду, обувь. Доходило до смешного, конфисковывали блины, затеянные с вечера.

Вот так потихоньку станица Тишанская и мельчала.

(По материалам Н. Бичехвоста и А. Станкевича, газеты «Казачий Круг» и «Нехаевские Вести»).

В хуторах Красновском, Артановском Тишанского юрта ходит предание. Это было во времена борьбы Кондратия Булавина за казачьи вольности. Послал на непокорных Хопёрских казаков царь Пётр калмыкского хана с его войском. Между станицами Тишанской и Акишевской, рядом с татарским перелазом через Хопёр (бродом, используемым неприятелем для набегов на казачьи земли) в неравной схватке сошлись казаки соседних станиц с калмыкским войском, жаркой была сеча, все казаки до единого полегли в этой схватке, но и калмыкам победа досталась дорогой ценой, помимо больших потерь в сражении пал один из родственников хана. Когда калмыки ушли, на место сражения пришли жёны и дети казацкие и где-то здесь же в степи похоронили своих мужей и отцов (старики в начале ХХ века ещё помнили это место), а курган с тех пор назвали Бойницким.

 Как уже было отмечено выше, на месте где теперь расположены остатки некогда крупного хутора Красновского, располагалось большое татарское селение (вероятно со времён Золотой Орды, возможно, возникло оно даже и ещё раньше). Народ, всегда склонен преувеличивать, тем не менее, местные старожилы уверяют, что в этом поселении была не одна мечеть, а две. Хутор разделяют, на несколько частей два глубоких оврага, которые стариками назывались «первый мечётный» и «второй мечётный».

В память о существовании здесь когда-то мечети, было названо и расположенное возле хутора озеро «Мечётное».

 В юрту станицы Тишанской расположен хутор Соколовский, своё название хутор получил в честь полковника Соколова, героя Отечественной войны 1812 года. Земли и крестьян царь даровал полковнику за большие заслуги в войне с Наполеоном. Сам Соколов жил в Москве, бывал наездом в своём имении редко. Все его дела вёл приказчик из местных. Сын Соколова пошел по стопам отца, тоже стал военным, перешёл на сторону Советской Власти и дослужился до звания генерал-майора. До ВОВ он посещал малую родину.


Назад к списку