Честная Риза Господа нашего Иисуса Христа
В храме Иоанна Богослова находится мощевик, где хранятся частицы мощей Святых. Среди них есть частица Честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа.
День памяти 23июля.
««Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его. и разделили на четыре части. каждому воину по части, и хитон; хитон
был не сшитый, а весь тканный сверху.
Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим
о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: «раз-
делили ризы мои между собой и об одежде моей бросили жребий».
Так поступили воины».
(Ин. 19: 23 — 24)
В то же время в Иерусалиме находился грузинский еврей
по имени Елиос (или Элиоз) (а евреи поселились в Закавка-
зье еще в Vl веке до н, э. в связи с походами вавилонского
царя Навуходоносора, который разрушил Иерусалим и угнал в полон тысячи жителей Иудеи). Его сестра, ставшая
впоследствии первой святой Грузинской Церкви, блаженная
Сидония, уже слышала о Христе и упросила брата привезти
какую-нибудь вещь, принадлежащую Мессии. Элиоз в день
казни Спасителя был у Голгофы и купил Хитон Господень
у воина, которому тот достался по жребию.
Когда Хитон попал в руки Сидонии, она стала целовать
его со слезами великой скорби, потом прижала к груди и тот-час пала мертвой. Никто из людей, собравшихся посмотреть
на чудесную смерть девушки, не смог освободить из ее рук
одежду Христову, и через некоторое время Элиоз тайно по-
хоронил сестру вместе с Хитоном. Долгие годы было неизвестно, где находится могила блаженной. И только молитвами святой Нины, просветительницы Иверии, место, где
покоится Риза Христова — великая святыня христиан, было найдено.
Святая Нина была единственной дочерью знатных и благочестивых родителей, отец ее был родственником святого
Георгия Победоносца, а мать — сестрой Патриарха Иерусалимского. Отец по особой любви к Богу ушел в пустыню
и стал монахом, а мать была поставлена в диаконисы для
служения нищим и больным женщинам.
Грузинские летописи свидетельствуют, что святая Нина
нашла только могилу, в которой вместе с умершей девицей
Сидонией был зарыт и честной Хитон господень, но не сами
Ризы Господни. Именно тогда кедр, выросший на этой моги-
ле, был срублен, однако пень его, под которым был скрыт
гроб Сидонии и в нем — Риза Господня, оставлен был в неприкосновенности, как думают, по приказанию светоносного
мужа, явившегося Нине, когда она ночью слезно молилась
возле корня срубленного кедра. Так думают потому, что
с этого времени Нина никогда уже не помышляла удалить
корень дерева и отрыть гроб Сидонии, равно как не искала
и в другом каком-либо месте столь дорогого для нее Хитона
Господня.
Однажды она утешала царя Мириана, когда тот печалил-
ся о том, что послы его, получив от византийского императо-
ра Константина часть животворящего древа креста Господня
и гвоздь, не принесли их в Мцхету, но оставили первую
в Манглиси, а второй в Ерушети. Снятая говорила ему:
— Не печалься, царь! Так нужно было, чтобы и границы
твоего царства находились под защитой Божественной силы
Христова Креста, и вера Христова распространилась.
Для тебя же и для твоего столичного города достаточно той
благодати, что здесь пребывает пречестной Хитон Госпо-
день.
Присутствие Хитона Господня под корнем кедра, как при
жизни святой Нины, так и после, проявлялось истечением от
столпа и его корня целительного и благовонного мирра.
По невежеству некоторые пытались замазать место появле-
ния мирра известью, но оказались не в силах остановить истечение.
Католикос Николай I, управлявший Грузинской Церковью
в 1150 — 1160 годах, отмечал, что многие в его время сомневались, действительно ли находится под мироточивым корнем
Хитон Господень, ибо могила Сидонии никогда не была от-
крыта и никто никогда не видал Хитон, но знамения и чудеса
совершаются. При перечислении бывших от Хитона Господня
чудес католикос Николай вспоминает, как была попалена вышедшим из земли огнем жена турецкого султана, которая нз
любопытства захотела открыть гроб Сидонии и посмотреть на
Хитон Господень; посланные же ею гробокопатели-татары
были поражены невидимой силой. «Это чудо, — говорит
он, — многие видели, и оно известно каждому».
Миро перестало течь лишь в XIII веке, когда по воле Божией Хитон Господень был вынут из земли. Это случилось
около 1228 года, в тяжкие для Грузии времена нашествия
Чингисхана. После того как орда сровняла Тбилиси с землей, не оставив камня на камне от его храмов и дворцов, и направилась в сторону Mgxera, один благочестивый человек,
имя которого осталось неизвестным, не желая оставить на
поругание варварам великую святыню своей страны и всего
христианского мира, открыл гроб Сидонии, вынул из него
пречестный Хитон Господень и передал его архипастырю.
С этих пор Хитон сохраняли в ризнице католикосов, пока
царь Александр 1 (царствовал с 1414 по 1442 год) не восстановил Мцхетский храм. Тогда Хитон внесли во храм и скрыли в церковном кресте, где он оставался до XVII века.
В 1625 году персидский шах Аббас, завоевав Грузию
и желая умиротворить Россию, защитницу Православия, пе-
редал ей чтимую не только христианами, но и язычниками
святыню. Патриарх Филарет, приняв с радостью великий
дар, бесконечно превышающий все земные дары, собрал
в Москве архиереев и мудрых старцев из братских Право-
славных Церквей. Им были представлены предания о Хито-
не Иисуса Христа. После возложения этой Одежды на
больных и их чудесного исцеления было удостоверено, что
это действительно Риза Христова. Ведь Писание свидетель-
ствует: «Одна женщина, которая страдала кровотечением
двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила
все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние,— услышавши об Иисусе, подошла и сзади в народе и прикоснулась к одежде Его; ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле,
что исцелена от болезни» (Мк. 5: 25 — 29).
В течение первой недели «испытаний», согласно сохранившимся свидетельствам, произошло около пятнадцати
подтвержденных случаев исцеления. Всего же их было око-
ло семидесяти до того, как была окончательно подтверждена
подлинность Хитона. Слепые прозревали, к глухим возвращался слух; страдавшие «огневицей», то есть горячкой,
а также «расслабленные», то есть парализованные, станови-
лись совершенно здоровыми.
10 июля 1625 года (через четыре месяца после появления
Хитона в Москве) было решено устроить особое, с драгоцен-
ными украшениями, помещение в правом углу западной сторо-
ны Московского Успенского собора, там и положили Хитон.
Здесь святыня находится поныне, ее почитают с должным благоговением, от нее и сегодня подаются исцеления
больным и помощь всем, кто приступает к реликвии с верой
и молитвой. Другие части Ризы Господней хранятся в Ипатьевском монастыре в Костроме, в Санкт-Петербурге-
в Петропавловском соборе и во входящей в ансамбль Зим-
него дворца церкви Спаса Нерукотворного.
Считавшаяся утраченной в 1920-е годы еще одна частица
Ризы Господней была обнаружена недавно в фондах Яро-
славского историко-архитектурного музея-заповедника.
Хранитель драгоценных металлов Ярославского музея-заповедника, Елена Бурдакова, проводя очередную инвента-
ризацию ценностей, сделала сенсационное открытие: находящаяся в запасниках музея дарохранительница есть не что иное, как утраченный в 20-е годы ковчег с частицей Ризы
Господней. Когда сотрудники музея извлекли из дарохрани-
тельницы панагию, то увидели, что в ней действительно на-
ходится кусочек ткани рыжеватого цвета, напоминающей по
фактуре холст. Идентифицировав ларец и панагию по имев-
шемуся описанию, они пришли к выводу, что перед ними,
без сомнения, подлинная частица Ризы.
Эта святыня с дозволения царя Алексея Михайловича
была передана Патриархом Иосифом ярославским купцам
Скрипиным, выстроившим на свои средства самый великолепный в городе храм — собор Илии пророка. Специально для этой святыни к уже возведенной церкви пристроили шатровый Ризоположенский придел. Для ее хранения
в 1772 году ярославским серебряных дел мастером была сде-
лана панагия — знак архиерейского отличия, которую вло-
жили в позолоченную дарохранительницу, украшенную дра-
гоценными камнями.
В 1920-е годы великая православная святыня бесследно
исчезла. В 1922 году было издано постановление ВЦИК,
согласно которому все церковные ценности изымалнсь и свозились в Москву, в так называемый фонд помощи голодающим Поволжья: большинство изделий шло на переплавку.
В эти годы церковь Илии пророка находилась «в ведении» Нила Первухина, ученого-краеведа, который был в состоянии оценить уникальность царского подарка купцам-
строителям. Единственным способом спасти частичку Ризы
Господней было вывезти ее из храма и сделать так, чтобы она
перестала числиться в документах. Первухин передал даро-
хранительницу с частицей Ризы в ведение краеведческого
музея, открытого на месте бывшего Спасского монастыря,
и сделал запись, что она хранилась в одном из монастырских
храмов. Таким образом, упоминания о ларце с Ризой исчезли из перечня религиозных святынь. В течение почти восьмидесяти лет ярославские музейщики сохраняли святыню,
даже не подозревая об этом. И вот в начале третьего тысячелетия она чудесным образом была обнаружена. Сейчас сомнений в том, что ткань в дарохранительнице является частицей одежды Иисуса Христа, нет. Изучив все
документы — от 20-х годов до наших дней, — проведя сопоставление дарохранительницы и панагии с указанными
в описях церкви Илии пророка, убедившись в подлинности
невероятной находки, музейщики выступили с инициативой
передачи святыни Русской Православной Церкви.
И еще — предание Грузинской Церкви гласит, что Хитон
Господень до сих пор незримо покоится на прежнем месте,
где некогда была погребена святая Сидония и рос над ее могилой мироточивый кедр...
По книге "Тайны чудес и исцелений" 2004г.
По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией - Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. "ЖМП", 1977, № 9, с. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи'ца (известны также части Ризы Господней в Западной Европе - в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы - в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
По материалам сайта http://days.pravoslavie.ru
С 1 декабря 2007 года в Храме Христа Спасителя доступна для поклонения великая Святыня Христианской Церкви - часть Ризы Господа нашего Иисуса Христа. Риза передана в Храм Христа Спасителя навсегда, доступ к святыне в субботние и воскресные дни. Ковчег с Ризой Господней, переданный президентом РФ Владимиром Путиным Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, будет впервые выставлен для поклонения в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя .
Частица Ризы Господней есть и в мощевике храма Иоанна Богослова ст. Нехаевская.
День памяти 23 июля нов. стиль
Назад к списку